СТО РАЭБУР 51-02-99 - порядок проведения опросов на полиграфе

Стандарт Российского агентства экономической безопасности и управления рисками Торгово-промышленной палаты РФ. "Порядок проведения опросов с использованием полиграфа"

Издание официальное. Москва 1999

Предисловие

1. Стандарт СТО РАЭБУР 51-02-99 разработан авторским коллективом в составе: Фесенко А.В., докт. техн. наук, проф., Холодный Ю.И., канд. психол. наук, с.н.с - (руководители разработки), Самыкин С.С., член-корр. РАЕН, канд. юр. наук, Майоров А.В., Степанов Н.М., Сошников А.П.

2. Принят и введен в действие решением Совета директоров Российского агентства экономической безопасности и управления рисками от 25 марта 1999 г. № 4.

3. Введен впервые.

4. Стандарт соответствует законам Российской Федерации “О стандартизации”, “О государственной тайне”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, Уставам Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского агентства экономической безопасности и управления рисками, СТО ТПП 10-01-97 "Основные положения системы стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации" и СТО РАЭБУР 51-01-99 “Порядок подготовки специалистов по опросам с использованием полиграфа (полиграфологов)”.

5. Информация о стандарте внесена в базы данных государственных стандартов, стандартов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского агентства экономической безопасности и управления рисками. Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без надлежащим образом оформленного разрешения Российского агентства экономической безопасности и управления рисками.

Содержание

1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения
4. Условия проведения и прикладные возможности опросов с использованием полиграфа
5. Порядок проведения и применение результатов опросов с использованием полиграфа

1. Область применения

Настоящий стандарт определяет порядок проведения опросов с использованием полиграфа в интересах негосударственных организаций и учреждений. Положения настоящего стандарта применяются торгово-промышленными палатами в Российской Федерации и территориальными дирекциями Российского агентства экономической безопасности и управления рисками /РАЭБУР/, другими организациями и учреждениями, не являющимися субъектами оперативно-розыскной деятельности на добровольной основе.

2. Нормативные ссылки

Настоящий стандарт разработан на основании действующей в ФСБ России “Инструкции о порядке применения органами федеральной службы безопасности опроса с использованием полиграфа”, одобренной Генеральной прокуратурой, министерствами юстиции и здравоохранения Российской Федерации в мае 1997 г. При подготовке стандарта учтен зарубежный опыт правового регулирования выполнения опросов с использованием полиграфа в интересах обеспечения экономической безопасности и защиты коммерческой и банковской тайны (в частности, положения федерального закона США “О защите прав служащих при проверке на полиграфе” /“Employee polygraph protection act” /. Стандарт ориентирован на действующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Стандарт может быть дополнен и/или изменен в установленном порядке.

3. Определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Полиграф - многоцелевой прибор, предназначенный для одновременной регистрации дыхания, кровяного давления, биотоков (мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры и т. п.) и других физиологических процессов. Применяется в клинической медицине, медико-биологических и психологических исследованиях.

Специализированный полиграф (синонимы: полевой полиграф, "детектор лжи") — полиграф, предназначенный для целей выявления возможно скрываемой человеком информации путем контроля его физиологических реакций в ответ на задаваемые вопросы. Приборы этого класса — в силу своих конструктивных особенностей - не используют в медицинской (клинической) практике и эпизодически применяют в психологии или психиатрии в исследовательских целях.

Опрос с использованием полиграфа (ОИП) - частная форма опроса, осуществляемая исключительно с добровольного согласия опрашиваемого лица, с применением безвредных для здоровья технических средств, направленная на выявление у человека возможно скрываемой им информации.

Полиграфолог (синоним: оператор полиграфа) - аттестованный специалист по ОИП. Работодатель - юридическое или физическое лицо, поручившее полиграфологу выполнение ОИП и являющееся пользователем (владельцем) информации, полученной в итоге ОИП.

4. Условия проведения и прикладные возможности опросов с использованием полиграфа

4.1. Выполнение ОИП в интересах отбора кадров способствует своевременному выявлению нежелательных (с точки зрения работодателя) наклонностей у нанимаемого на работу лица или скрываемых этим лицом фактов биографии.

4.2. Выполнение ОИП в интересах проверки работающего персонала или иных лиц способствует выявлению фактов нарушения установленных работодателем норм поведения или деяний, наносящих ущерб законным интересам работодателя. ОИП не используется для прогнозирования действий или намерений опрашиваемого лица.

4.3. ОИП проводится в случаях, когда работодатель в определенный период времени не располагает иной возможностью оценить достоверность сообщаемых опрашиваемым лицом сведений.

4.4. Работодатель, применяющий ОИП при отборе кадров (по п.4.1), обязан:

а) уведомить кандидата на работу о возможности или обязательности прохождения процедуры ОИП,

б) разъяснить кандидату на работу его права и сущность предстоящей процедуры (приложение 1) ив) получить добровольное согласие в письменном виде на прохождение ОИП (приложение 2).

В случае отказа от прохождения ОИП работодатель оставляет за собой право отказать кандидату в приёме на работу.

4.5. Работодатель, не применяющий ОИП при отборе кадров (по п.4.1), в случае применения ОИП для проверки конкретного лица (по п.4.2) обязан:

а) уведомить (не менее, чем за сутки) данное лицо о необходимости прохождения процедуры ОИП,

б) разъяснить этому лицу его права и сущность предстоящей процедуры ОИП (приложение 1) и

в) получить добровольное согласие в письменном виде на прохождение ОИП (приложение 2).

Категорически запрещается применение угроз, насилия или иных мер воздействия с целью получения от конкретного лица согласия на проведение ОИП. Отказ от проведения ОИП не является подтверждением нарушения установленных норм поведения опрашиваемым лицом или его причастности к совершению деяний, наносящих ущерб работодателю, и не может рассматриваться как свидетельство сокрытия выявляемых в ходе ОИП сведений.

4.6. ОИП запрещается проводить в случаях:

а) физического или психического истощения опрашиваемого лица;

б) наличия у опрашиваемого лица психического расстройства или фазы обострения заболевания, связанного с нарушением деятельности сердечно-сосудистой либо дыхательной системы;

в) нахождения опрашиваемого лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

г) нахождения женщины во второй половине периода беременности;

д) если возраст опрашиваемого лица менее 14 лет.

4.7. Право выполнения ОИП в интересах работодателя (организаций и учреждений торгово-промышленных палат Российской Федерации и территориальных дирекций РАЭБУР, иных организаций или физических лиц) имеют полиграфологи, аттестованные в соответствии со Стандартом СТО РАЭБУР 51-01-99 “Порядок подготовки специалистов по опросам с использованием полиграфа (полиграфологов)” и располагающие действующим “Свидетельством” о присвоении (или подтверждении) квалификации специалиста по ОИП.

4.8. В ходе ОИП никакие вопросы не могут быть заданы без их предварительного обсуждения с опрашиваемым лицом. Необходимые по методике ОИП вопросы должны быть построены таким образом, чтобы исключить появление чувства унижения или оскорбления у опрашиваемого лица.

4.9. В ходе ОИП категорически запрещается применять вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную или военную тайну либо касающихся деятельности правоохранительных органов или спецслужб России.

4.10. При проведении ОИП в помещении присутствуют полиграфолог, опрашиваемое лицо и, при необходимости, представитель работодателя. Присутствие иных лиц при проведении ОИП допускается только по усмотрению и с разрешения полиграфолога.

4.11. При подготовке к проведению ОИП работодатель обязан предоставить полиграфологу все имеющиеся у него в наличии материалы об опрашиваемом лице.

5. Порядок проведения и применение результатов опросов с использованием полиграфов

5.1. Полиграфолог использует в своей работе общепринятые методики, тесты и приёмы проведения ОИП (приложение 1 к Стандарту СТО РАЭБУР 51-01-99).

5.2. Полиграфолог берет на себя обязательство строго соблюдать этические нормы и методические принципы, установившиеся в мировой и отечественной практике выполнения ОИП (приложение 3), и положения пп. 4.6, 4.7, 4.8 и 4.9 настоящего Стандарта.

5.3. Контроль за деятельностью полиграфологов, имеющих право выполнения ОИП (п. 4.7), осуществляет Квалификационная комиссия РАЭБУР (Стандарт СТО РАЭБУР 51-01-99, п. 4.7.3.2). В случае нарушения положений п. 5.2 настоящего Стандарта полиграфолог может быть лишен “Свидетельства” о присвоении (подтверждении) квалификации специалиста по ОИП.

5.4. При проведении ОИП полиграфолог использует технические и программные средства, приобретенные у фирм, обладающих лицензиями Федерального центра ФСБ России по лицензированию и защите государственной тайны на производство или сбыт полиграфов.

5.5. Результаты выполненного ОИП полиграфолог предоставляет работодателю в письменном виде в удобной для последнего форме. В итоговом документе полиграфолог обязательно указывает, что результаты ОИП носят вероятностный характер, имеют для работодателя ориентирующее значение и не могут являться доказательствами. Полиграфолог не имеет права без письменного разрешения работодателя, составляемого последним в удобной для него форме, сообщать третьим лицам какие-либо сведения, ставшие ему известными в процессе подготовки или проведения ОИП.

5.6. При отборе кадров (по п. 4.1) и при проверке работающего персонала или иных лиц (по п.4.2) работодатель, исходя из собственных интересов, принимает решение о целесообразности или нецелесообразности учета ориентирующей информации, полученной в итоге ОИП. Вопрос об ознакомлении опрашиваемого лица с результатами выполненного ОИП работодатель принимает самостоятельно, исходя из собственных интересов. При проверке работающего персонала или иных лиц (в соответствии с п. 5.5) на основании только результатов ОИП в отношении опрашиваемого лица не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные интересы или права.

5.7. При несогласии опрашиваемого лица с результатами ОИП и требовании им проведения повторного ОИП, решение о целесообразности повторной процедуры принимает работодатель.

Так же Вы можете ознакомиться с тем, что средства массовой информации пишут о детекции лжи.

Лаборатория правды