Доктор Уильям Моултон Марстон - американский психолог и новатор

Доктор Марстон

Доктор Уильям Моултон Марстон (9 мая 1893г. - 2 мая 1947г.), также известный под псевдонимом Чарльз Моултон, - американский теоретик феминизма,психолог и изобретатель, а также художник комиксов, и создателем персонажа "Wonder Woman", или "Чудо-женщины". Две женщины, его жена Элизабет Марстон (Elizabeth Holloway Marston) и Олив Бирн (Olive Byrn) (которая жила вместе с парой в полигамных отношениях), послужили образами для героини и в значительной степени повлияли на ее создание.

Родившись в городке Саугус, штат Массачусетс, Уильям Марстон учился в Гарвардском университете, получив степень бакалавра искусств в 1915 году, бакалавра права - в 1918, и доктора философских наук по психологии в 1921 году. После своей карьеры преподавателя в Американском университете в Вашингтоне, округ Колумбия, и в Университете Тафтс в Мэдфорде, штат Орегон, Марстон в 1926 году отправился на студию Юниверсал в Калифорнию, где он год проработал директором по связям с общественностью.

Марстон изучал влияние лжи на кровяное давление с 1915 года и даже написал несколько произведения на эту тему. Марстон будучи студентом Гарвардского был учеником психиатра Гуго Мюнстерберга (Hugo Munsterberg), который занимался поиском научного метода обнаружения лжи с начала этого века. В 1908 году Мюнстерберг опубликовал труд под названием "На трибуне свидетеля", который содержал главу "Следы чувств". Мюнстерберг отмечал, что происходят три физиологических изменения в случае высказывания человеком неправды. Во-первых, увеличиваются кровяное давление и сердцебиение человека, во-вторых, наблюдаются изменения дыхания, и в-третьих, изменения кожно-гальванической реакции, или КГР. Для измерения КГР Мюнстерберг использован гальванометр, с помощью которого отмечал колебания сопротивляемости организма к электричеству. (Мюнстерберг обнаружил, что когда мозг возбуждается эмоционально, потовые железы человека меняют сопротивляемость организма к электричеству)

Однако Уильям Марстон был не особенно заинтересован в КГР. Чтобы проверить свою теорию, что ложь вызывает непроизвольные сердечнососудистые изменения, он задавал людям вопросы, призывающие к ответу "да" или "нет", затем измерял их артериальное давление обычными сфигмоманометром (манжета для измерения кровяного давления). Хотя этот метод обнаружения лжи являлся довольно примитивным, Марстон был уверен, что научный принцип, стоящий за ним, правилен.

William Marston

Кроме того, Марстону приписывают создание теста, определяющего систолическое кровяное давление, используемого в качестве способа определения обмана, который стал одним из компонентов современного полиграфа. Согласно словам их сына, жена Марстона, Элизабет, также принимала участие в создании этого теста: "Как рассказывал их сын, именно его мать, Элизабет, предположила, что "когда она выходит из себя или возбуждена, её артериальное давление поднимается" (Лэмб/Lamb, 2001). Хотя Элизабет и не упоминается в качестве соавтора в его ранних работах, Мэтт Лэмб и другие ученые и напрямую, и косвенно упоминают о ее заслуге в работе своего мужа по исследованию лжи. Она также присутствует на снимке, сделанном в 1920-х в полиграфической лаборатории. Некоторые связывают это устройство с Лассо Истины, являющимся атрибутом Чудо-женщины, однако прямую связь между ними трудно продемонстрировать.

Обладая талантом шоумена, Уильям Марстон (William Marston) в 1928 году пригласил репортеров в "Эмбасси Отель"на Манхэттене, чтобы они наблюдали за тем, как он при помощи детектора лжи докажет, что блондинки являются более эмоционально взрывными, чем брюнетки. Его доказательство? Реакция восходящих звезд экрана на любовную сцену с Грэтой Гарбо (Greta Garbo) и Джоном Гилбертом (John Gilbert) в фильме "Плоть и Дьявол" (Flesh and the Devil). За высмеиванием линий поведения полов пряталась всеохватывающая теория человеческих эмоций Марстона. Основанная на экспериментах в области кинематографа и ритаулов посвящения в женских общежитиях, она утверждала, что изначальными полюсами человеческих чувств являлись доминирование и подчинение, а также что и мужчины, и женщины наслаждались подчинением женщинам, которые, в свою очередь, становились смиренны перед лицом любви.Уильям Марстон

В конце 1928 года Марстон был нанят кинокомпанией Юниверсал Студиос (Universal Studios) для предварительного посмотра эмоциональных сцен фильмов, что сделало его новатором в области тестирований аудитории и внутренним студийным цензором. Он может быть замечен на заднем плане, скрючившийся за машинкой, вместе с Олив Бирн, своей давней возлюбленной, которая жила с Марстоном и его женой, при этом являясь матерью двоих из его четырех детей. Он утверждал, что превратился первым цензором киноиндустрии, помогая просматривать и редактировать такие фильмы, как "Плавучий театр" и "На западном фронте без перемен". После того, как Марстон покинул Голливуд, "Юниверсал" обратилась к Килеру с просьбой отредактировать кассовый фильм ужасов "Франкенштейн" (1931).

Реклама Gillette 1937 года

Марстон выдержал всего лишь год в Голливуде, однако он не отказался от идеи использования полиграфа для исследования эмоционального отклика потребителей. Вернувшись в Нью-Йорк, он использовал устройство для рекламы продуктов, к примеру, в том ролике бритв Gillette 1937 года. Подобный меркантилизм разъярил Джона Ларсона, который никогда не видел, что Марстон частенько не распространялся о своей работе.

В 1930 году Марстон применил детектор лжи, заставив людей задуматься над тем, какой вред приносит ложь, которую женщины и мужчины говорят друг другу, постаравшись при этом убедить американцев освободить себя от "уловок, сдерживания чувств и эмоциональных конфликтов". В фоторепортаже журнала Look 1938 года Марстон убеждает юную невесту, что её брак может быть спасен, хотя и поцелуй незнакомца кажется более волнующим по сравнению с поцелуем мужа. Помимо психологических поп-статей, которые он писал для женских журналов, Марстон написал всего одну, которая смогла изменить его жизнь. Его работа, критикующая индустрию комиксов, обеспечила ему работу в сфере лучших комиксов США, где он вскоре добился величайшего успеха в качестве создателя "Чудо-женщины" ("Wonder Woman").

Эмоции обыкновенных людей

В результате своей работы, Марстон остался убежденным, что женщины являются более честными и надежными, чем мужчины, могут быстрее и более безошибочно работать. Всю свою жизнь Марстон выступал в защиту женщин в судебных делах.

Марстон также является автором ряда книг и статей по популярной психологии. В частности в 1928 году вышла в свет его самая известная книга "Emotion of Normal People" (рус. Эмоции обыкновенных людей), в которой освещал теорию DISC (группы психологических описаний). Марстон полагал, что люди выбирают свое поведение вдоль двух осей, по отношению к которым они либо активны, либо пассивны, что зависит от восприятия его или её окружения либо с точки зрения доброжелательного, либо с точки зрения враждебного. Располагая эти оси под нужными углами, можно получить четыре аспекта, описывающих стиль поведения человека:
D (Dominance) - Господство - характеристика активной позиции в неблагоприятных условиях;
I (Inducement) - Влияние - характеристика, активности, или коммуникабельности, в благоприятных условиях;
S (Submission) - Устойчивость - характеристика пассивности, или осторожности в благоприятной среде;
C (Compliance) - Добросовестность (или предостережение) - характеристика пассивности во враждебной среде;

Марстон придерживался мнения, что существует мужское понятие свободы, которое по своей природе анархично и жестоко, а также женское понятие, основанное на так называемом "Очаровании любви", которое влечет за собой идеальное состояние подчинения любимому человеку.

Люди, которые внесли наибольший вклад в развитие детекции лжи в двадцатом веке:

Лаборатория правды